Мидат hарахамим V Шабат творения

Похоже, всякое проявление мидат hарахамим - нарушение Им Его Шабата (верно и обратное), потому что оно дает защиту от действовавших до того законов. [Это отражено в кривом зеркале миним ('сын человеческий господин и субботы').]

Ваера: строго говоря

Авраам, строго говоря, не соврал Авимелеху насчет Сары (Берешит 20:12). А у Авимелеха сложилось твердое впечатление, что Всевышний с Его протеже Авраамом нарочно устроили этот трюк с целью обогащения за его счет. (Это не профанация, но осадок остается. И это проясняет смысл 20:16, без того темный.) После этого Авимелех приходит к Аврааму и говорит: поклянись, что не будешь мне врать (21:22-23). И после этого Он формулирует предложение Аврааму (22:2) - строго говоря, правдиво (Раши к стиху: והעלהו: לא אמר לו שחטהו )

Две истории сотворения мира

Первая, как известно, в Берешит 1:1-2:3; изложение второй начинается с Берешит 2:4. В первой Всевышний - Творец; во второй тоже, но вместе с творением, человеком. В первой мир сотворяем по Его слову: как говорит, так и становится; во второй слово обращено к творению, человеку.