?

Log in

No account? Create an account
11 примеров риторики в Хумаше - brotherinlaw — LiveJournal
April 22nd, 2019
07:51 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
11 примеров риторики в Хумаше
(+) означает положительный пример, т. е. во имя Неба; (-) отрицательный, не во имя Неба.

1. Берешит 3:1,4-5 (-). Змей убеждает Хаву съесть от плодов дерева познания добра и зла.
2. Берешит 18:23-32 (+). Авраам убеждает Весевышнего пощадить Содом ради 10 честных обитателей, если таковые найдутся. (Заметим, что вступительные реплики Авраама и змея похожи, и обе начинаются с אַף , ~ неужели же...?)
3. Берешит 31:36-42 (+ (но с трагической ошибкой из с. 32)). Яков защищает себя от обвинений Лавана, с контр-обвинениями.
4. Берешит 44:18-34 (+). Йеhуда защищает себя и братьев от обвинений Иосифа.
5. Шмот 11:4-8 (+). Моисей объявляет фараону о казни перворожденных и уходит בָּחֳרִי-אָף .
6. Шмот 32:11-13 (+). Моисей защищает народ перед Всевышним в эпизоде с тельцом, со встречной критикой.
7. Шмот 32:22-24. Аарон защищается от обвинений Моисея в эпизоде с тельцом, частично отводя их на народ (אַתָּה יָדַעְתָּ אֶת-הָעָם, כִּי בְרָע הוּא), частично на Провидение (וַיֵּצֵא הָעֵגֶל הַזֶּה).
8. Бемидбар 11:11-15,21-22 (+-). Моисей выражает отчаяние от жалоб народа и обвиняет народ (за дело).
9. Бемидбар 12:11-12 (+). Аарон просит посредничества Моисея, чтобы избавить Мириам от кары (цараат), посланной Всевышним; при этом он "задевает за больное место" и того (וַיֵּאָכֵל חֲצִי בְשָׂרוֹ), и Другого (אַל-נָא תְהִי, כַּמֵּת).
10. Бемидбар 16:3 (-). Корахиты обвиняют Моисея и Аарона.
11. Бемидбар 20:10 (-). Моисей обвиняет народ (за дело).

Видно, что в категорию (+) попадает риторика защиты (2, 3, 4, 6, 9), даже если она агрессивна; кроме случая, когда дело защиты совсем уж сомнительно (7), но и тогда не выходит очевидного минуса. Еще в (+) попадает случай, когда оратор не ставит целью чего-либо добиться от оппонента или в чем-то его убедить (5). Все остальное попадает в (-), с соответствующими последствиями. Особый случай 9 оправдан как мольба о помощи, но содержит сомнение в правильности Его выбора избранного народа, чем предвещает 11.
crossposted

(Leave a comment)

Powered by LiveJournal.com